Понедельник, 21.08.2017, 22:39
О Ташкенте, Узбекистане. Узбекистанцы. Землячество ташкентцев. Общение всех желающих.
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
21.08.2017 22:39 Понедельник (у вас сообщений)
Меню сайта
Категории раздела
Общая информация [1]
Общее
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ [7]
Интересная информация, факты, исторические и др. события.
Мини-чат
500
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 56
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ВНИМАНИЕ!!! Зарегистрированным пользователям доступны многие функции, им не нужно каждый раз вставлять код безопасности, они могут читать и писать статьи, блоги, новости и т.д. А незарегистрированным (гостям сайта) данные возможности не все доступны. Для вашего удобства просьба зарегистрироваться. Всех вам благ!
 Каталог статей
Главная » Статьи » про УЗБЕКИСТАН(разное) » ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ [ Добавить статью ]

Узбекистан. Интересная информация
Ташкент

Ташкент столица Узбекистана. История города уходит в тысячелетия . Взгляд на историю города может быть различным. История – наука не всегда обьективная, да и машину времени пока не изобрели. Ниже приведены некоторые данные по истории Ташкента из различных источников. Например, некоторые выдержки из 19 тома ( Туркестан ) полного географического описания России под редакцией В.П. Семенова -Тяньшанского изданного в 1913 году. Население Ташкента по переписи 1897 г. Составляло 201.191 чел. Площадь Ташкента в те годы составляла более 60 кв. верст т.е. больше территории Москвы и С.Петербурга вместе взятых. Время основания Ташкента (Ташь-кенть, т.е. каменный город) точно не известно, но несомненно, что он принадлежит к одному из древнейших городов в этом крае. Легенды и местные предания упоминают первых правителей Ташкента Афросиаба и Кайкауса, при чем первому из них приписывается насыпка за 4 тысячи лет до нашей эры, кургана, остатки которого, под названием шахт-нишинь-тапа (холм – жилище царя) сохранились в старой части города. По некоторым историческим данным Ташкент существовал задолго до нашествия арабов и носил различные названия (Чачь,Шашь, Бинкеть).Более достоверные сведения о Ташкенте имеются лишь с половины VII века, когда его посетил китайский путешественник Сюань-цзань. В VIII веке (Шашь) был завоеван арабами. В IX веке вошел в состав владений саманидов. Под названием Ташкент впервые упоминается у автора XI века Беруни. Более подробные данные о Ташкенте начинаются с 1361 года во времена правления Тимура. В 1485 году Ташкентом завладел монгольский хан Юнус. В 1534 году город был взят казахами. До 1985 года Ташкентом в разное время владели кокандские, бухарские, хорезмские ханства. 14 июня 1865 года Ташкент был взят войсками генерала Черняева. Русские войска имели 12 орудий и 1950 человек против укрепленного города имеющего 24 версты в окружности, население более 100.000 человек и 30.000 войска при 30 орудиях. За два дня боев потери русских составили 35 убитых и 89 раненных. Ташкент начала XX века состоял из двух частей. Европейской (дословно – русской) части, правильно спланированной с прямыми и благоустроенными дорогами. Большинство дорог благоустроены двумя рядами деревьев с развитой системой арыков. Украшением этой части города был Константиновский сквер и Александровский парк. В те годы европейская часть города имела развитую сеть магазинов. Имелись 5 гимназий, реальное училище, кадетский корпус и коммерческое училище, три больницы и военный госпиталь. Была и основанная губернатором Кауфманом Туркестанская публичная библиотека и музей. Библиотека насчитывала в начале XX века более 40.000 томов. Улицы освещались керосиновыми фонарями. На начало 1909 г. телефонная сеть Ташкента насчитывала 476 абонентов. Имелись две линии конного трамвая. Азиатская (дословно – туземная) часть Ташкента представляла в те годы крупный торговый центр. По характеру улиц, построек, населению и укладу жизни старая часть города резко отличалась от европейской части и в то же время имела почти полное сходство с аналогичными районами всех среднеазиатских городов. По воспоминаниям историков эта часть города в начале XX века представляла по внешнему виду массу желтовато-серых, большей частью глинобитных домов и построек (свыше 21.000 жилых домов), тесно скученных и изрезанных лабиринтом узких немощеных улиц и проходов, то раздробленных, в особенности по окраинам, обширными садами, огородами и даже полями. Узкие улицы извиваются среди глинобитных стен домов без окон и заборов. На них почти нет арыков, журчащих по улицам русского города, нет также деревьев и зелени, так как сады и насаждения скрыты за высокими стенами глиняных домов и дувалов. На развитие Ташкента и всего Туркестана значительное влияние оказало строительство железной дороги. В 1909 году торговые обороты Ташкента достигают 25.000.000 пудов по ввозу и до 15.000.000 пудов по вывозу.

В интернете достаточно много информации о Ташкенте. Например:

Ссылка №1, адрес http://tashkent.sarkor.uz/tash_hist.htm

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТАШКЕНТА.

История Ташкента насчитывает более 2000 лет, за которые пройден путь от небольшого древнего поселения до одного из крупнейших городов мира. На протяжении веков город пережил много памятных событий своей мирной жизни и военных невзгод, периодов подъёма и упадка. Первые признаки древнего города Шаштепа приобрёл в 2-1 вв. до н.э. В 6-8 вв., по описанию источников, город имел в окружности более 4-х км, включал цитадель, где располагались дворец и храм, а также шахристан, застроенный домами знати, и рабад – кварталы ремесленников. Вокруг города сложилась обширная сельскохозяйственная округа, занятая поселениями свободных общинников, замками и усадьбами раннефеодальной знати, небольшими городками. Ремесленники столицы занимались обработкой металлов, выделкой орудий труда, оружия, украшений, драгоценной утвари из металла, обработкой продуктов животноводства, поступающих из степи, изготовляли хлопчатобумажные и шерстяные ткани, керамическую и стеклянную посуду, ювелирные изделия. Город был местом оживлённой торговли. Период расцвета торговли и ремесла отмечен также взлётом культуры. Источники свидетельствую об особом развитии изобразительного и музыкального искусства. Несмотря на временную зависимость от Тюркского каганата, Чач сохранил свой язык и культуру. Государственным языком оставался диалект согдийского языка, согдийским письмом проставлялись титулы и имена правителей на монетах. В первой трети 8 в. города Чача, в т. ч. и его столица, подверглись опустошительным вторжениям арабских завоевателей. Столица Чача была сожжена. Возрождение наступило лишь в 9 в. В конце 10-го середине 12 вв. Чач в составе государства караханидов, и в это время начинает входить в обиход название Ташкент. В начале 13 в. Ташкентский оазис был разрушен Хорезм шахом Мухаммадом. К моменту монгольского завоевания (1220) Ташкент уступал по своему значению другим городам Мавераннахра. В 14-начале 15 вв. Ташкент в составе государства Тимура и тимуридов. В этот период город вновь приобретает значение сильной крепости, расширяется его территория, развиваются производство, торговля, культура. В начале 16 в. Ташкент вошёл в государство шейбанидов. Город был окружён новой крепостной стеной. Были возведены архитектурные сооружения, часть которых сохранилась (Шейхантаура мавзолей, Кукельдаш медресе, Баракхана медресе). Во 2-й половине 16 в. Ташкент был присоединён к Бухарскому ханству. В 17-18 вв. усиливаются связи Ташкента с Россией. Взаимная выгода торгово-экономических связей Ташкента с русскими городами становилась все более очевидной. В1784 из Оренбурга в Ташкент был направлен первый русский торговый караван. В начале 19 в. Ташкент потерял свою независимость. Он был покорён Кокандским ханом. Территория города в этот время составляла 16 км2, население 80-100 тыс. чел. Новый этап в жизни Ташкента начался со времени вхождения его, как и всей Средней Азии, в состав Российской империи. В 1864 году царские войска подошли вплотную к Ташкенту, однако взять город им не удалось. Лишь в июне 1865 царские войска овладели Ташкентом, и он был присоединен к России, став центром образованного в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства. В городе начали появляться промышленные предприятия. В период с 1885 по 1895 году возникло 28 новых промышленных предприятий. В начале 20 века число промышленных предприятий увеличилось до 53. Среди них: 10 хлопкоочистительных, 9 кожевенных, 4 пивоваренных, 3 чугунолитейных и механических и др. Промышленные предприятия, торговые конторы и культурно-просветительные учреждения сосредоточивались в ново городской части города. Развитию хозяйственных связей способствовало строительство Закаспийской (1899) и Оренбургской (1906) железных дорог. Ташкент стал основным железнодорожным узлом, торговым и транзитным пунктом Средней Азии. Быстрыми темпами шло строительство зданий различных торговых фирм, культурных учреждений и частных домов. Из частных библиотек нескольких русских учёных, работавших в Ташкенте, поступлений от научных и культурных учреждений Петербурга, Москвы и др. городов составился первоначальный фонд Туркестанской публичной библиотеки, ныне Библиотека им. Навои. В Ташкенте основывается ряд научных кружков, обществ, в т. ч. Туркестанский кружок любителей археологии, Туркестанский отдел Русского географического общества, Туркестанское медицинское общество и др. Появляется книгопечатание и издание газет, возникают научные учреждения (Ташкентская астрономическая обсерватория, Туркестанская опытная сельскохозяйственная станция). При содействии русской интеллигенции открываются лечебницы и аптеки. В 1892 открыта первая городская больница. В 1924 году в результате национально-государственного размежевания Средней Азии была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика. С 1930 года её столицей стал Ташкент (до 1930 был Самарканд). В годы Великой Отечественной войны город сыграл значительную роль, став одним из боевых арсеналов Советской Армии. К началу 1942 года почти половина всех промышленных предприятий Ташкента перешла на полный или частичный выпуск военной продукции. Наряду с этим, предстояло в кратчайшее сроки разместить на территории города и обеспечить введение в строй действующих свыше 100 предприятий, эвакуированных из других районов страны, в т. ч. Московский авиационный завод им. В. Чкалова, заводы «Ростсельмаш», «Электрокабель» и др. Для размещения прибывавших в Ташкент детских домов и групп детей предоставлялись лучшие помещения города. Дети-сироты брались на специальный учёт, подростки направлялись в школы фабрично-заводского ученичества, ремесленные и железнодорожные училища с последующим направлением на работу. По призыву женщин Ташкента началось массовое движение по усыновлению эвакуированных детей, тысячи жителей последовали этому призыву.

В 1943 была создана Академия наук УзССР, работали 23 научно-исследовательских учреждения.

В годы войны в Ташкенте жили и трудились известные композиторы, писатели, литературоведы, переводчики, эвакуированные из других городов. В начале войны в Ташкент были эвакуированы почти 200 киноработников Москвы, Ленинграда и др. городов. На Ташкентской киностудии были поставлены кинофильмы: «Александр Пархоменко» (1942), «Два бойца» (1943), «Насреддин в Бухаре» (1943). Известные архитекторы, жившие в годы войны в Ташкенте, оказали значительное влияние на развитие его архитектуры. Город украсился такими сооружениями, как Театр имени Навои, Театр имени Мукими и др. После завершения Великой Отечественной войны началась перестройка промышленности Ташкента на выпуск мирной продукции. Расширялась территория Ташкента. К1946 она составляла 130 км2. Приводилась большая работа по благоустройству города. В 1947 был пущен троллейбус, благоустраивались улицы.

26 апреля 1966 в результате землетрясения были разрушены и повреждены многие промышленные предприятия, культурные, медицинские, коммунально-бытовые учреждения, школы. При помощи и участии всех республик СССР за 3,5 года практически были ликвидированы последствия землетрясения. Созданы новые жилые массивы и микрорайоны, архитектурные ансамбли, уникальные общественные здания.

Уже в 1983 году население Ташкента составляло 1902 тыс. чел., а территория – 256 км2. Город по численности жителей занимал четвёртое место в СССР (после Москвы, Ленинграда и Киева).

Ташкент – крупный транспортный узел Средней Азии. Здесь находятся 9 железнодорожных линий: Ташкент – Оренбург – Москва, Ташкент – Красноводск (Туркменбаши?), Ташкент – Наманган – Андижан. Проходят авиалинии на Кабул, Дели, Карачи и на многие другие города. От города отходят многие автомобильные дороги. Самая крупная из них – Большой Узбекский тракт. Внутригородской транспорт представляют: метрополитен, троллейбус, автобус, трамвай, такси.

В городе 9 театров: Театр имени Навои, Театр имени Горького, Театр кукол, Театр оперетты, Театр юного зрителя, «Ёш гвардия». В Ташкенте 14 музеев, в т. ч. Музей природы, Музей литературы им. Навои, Музей искусств, Музей здравоохранения Узбекистана, Музей прикладного искусства, Выставочный зал Союза художников Узбекистана; 15 парков культуры и отдыха, зоопарк, дендропарк, ботанический сад, аквапарк и др.

В Ташкенте сохранились уникальные памятники архитектуры. Древнейшие из них – Юнусхана мавзолей, Каффаль Шаши мавзолей, Кукельдаш медресе, Баракхана медресе.

Ссылка № 2 http://www.orexca.com/rus/tashkent.shtml

Ташкент - город на границе земледельческих оазисов Средней Азии и бескрайних евразийских степей существует уже более двух тысяч лет. В глубокой древности, когда этот город носил еще название Чач, он не был особенно крупным и по значению в истории значительно уступал своим более южным соседям - Самарканду и Бухаре. Но археологи сегодня уверенно идентифицируют на территории современной столицы Республики Узбекистан несколько значительных археологических объектов, бывших предками Ташкента. Да и сохранившиеся памятники древней архитектуры имеют достаточно почтенный возраст. Так, знаменитая подземная чилля-хана при мавзолее Зайн ад-дина бобо построена в ХII веке. Но основная масса древних памятников Ташкента, которые сегодня можно увидеть, относятся к ХVI веку, когда Ташкент стал столицей одного из крупных уделов государства шейбанидов и управлялся авторитетной ветвью этой династии. Другой группой интересных памятников истории и архитектуры являются сохранившиеся постройки нового города, созданные талантливыми инженерами конца ХIХ - начала ХХ веков для общественных учреждений административного центра Туркестанского края, образованного в Средней Азии после завоевания этих земель Российской империей.

Наконец, наша современность, включающая в себя и старое, и новое, многочисленные перестройки, полные перепланировки, грандиозное суперсовременное строительство - все это превратило Ташкент в уникальный образец самого крупного среднеазиатского мегаполиса, в котором чрезвычайно поучительно для нас попытаться осмыслить взаимоотношения древности и современности для того, чтобы понять сам дух этого города.

Люди живут на месте современного Ташкента уже много тысяч лет. Благодатная зелень Ташкентского оазиса, раскинувшаяся по берегам небольшой, но многоводной реки - Чирчика, привлекла человека еще в каменном веке. Чирчик вытекает из Чимганских гор (это - западные отроги горной страны Тянь-Шань, в ясную погоду они хорошо видны из Ташкента) и впадает в великую реку Центральной Азии - Сырдарью.

Еще в древности, для того, чтобы расширить площадь орошаемых Чирчиком земель, в верхнем его течении были отведены многочисленные каналы. Эти каналы действуют и сегодня, они протекают через современный город и имеют вид природных речек, но на самом деле это ирригационные сооружения, прорытые людьми две-две с половиной тысячи лет тому назад. Если взглянуть на Ташкент с самолета, то можно ясно увидеть, что город располагается у подножия высоких гор на изрытой каналами холмистой равнине, плавно понижающейся с северо-востока на юго-запад. Самая высокая отметка в пределах города - 511,7 метра над уровнем моря, самая низкая - 381,1 метра. Многие холмы, угадываемые под городской застройкой, - остатки древних поселений. Самым старым из них считается холм Мингурюк-тепе у северного железнодорожного вокзала. Археологические раскопки показали, что это и есть остатки первоначального города Ташкента двухтысячелетней давности, города, уничтоженного во времена арабского завоевания Центральной Азии, то есть в начале VIII века. Тогда и город и весь оазис назывался Чач. Специалисты производят современное название города - Ташкент - от слов Чач-кент, что в переводе с древнетюркского языка означает "город страны Чач". Под именем Чач он известен в документах и надписях древнеперсидских царей, которые неоднократно предпринимали сюда военные походы. В те далекие времена, когда страна Чач являлась желанной добычей для завоевателей: персидских шахиншахов, фаланг Александра Македонского, кочевников Центральной Азии (белых гуннов, юечжи), местные жители были огнепоклонниками, то есть исповедывали исконно среднеазиатскую религию - зороастризм. Памятники эпохи зороастризма разбросаны по всей территории современного Ташкента. Под отдельными холмами археологи обнаружили небольшие укрепленные поселения-замки, храмы Огня и других зороастрийских божеств. Довольно часто попадаются в земле Ташкента и характерные оссуарии - особые украшенные глиняные сосуды для погребения человеческих костей по странному обряду зороастрийцев. После разрушения Чача (арабы произносили "Шаш") завоевателями-мусульманами под предводительством известного полководца Кутейбы ибн Муслима город в районе Мингурюк-тепе уже не возродился, а стал отстраиваться в другом месте - на холме между современными площадями Хадра, Эски-Джува и Чорсу. Очень наглядно это можно себе представить, стоя на площадке перед сохранившимся памятником средневековой архитектуры - {медресе Кукельдаш}, расположенным в конце улицы Навои напротив высотной гостиницы Чорсу. Строители ХVI века - при шейбанидском правителе Дервиш Мухаммад-хане выбрали эту оконечность южного фаса средневекового внутреннего города - шахристана - для возведения величественного здания медресе (то есть исламского института), самого крупного из семнадцати подобных учебных заведений, существовавших в Ташкенте. Осмотр медресе Кукельдаш и площади Чорсу демонстрирует одну из очень характерных особенностей современного Ташкента - его поразительную многоликость. Суперсовременные постройки здесь нередко соседствуют с седой древностью, воспоминания о прошлом живут рядом с небоскребами будущего. Недалеко от медресе Кукельдаш видны три обновленных купола - это реконструируется {главная пятничная мечеть}. Она носит имя известного общественного деятеля эпохи темуридов Хoджи Ахрара (1404-1490) - главного шейха могущественного дервишского ордена накшбанди.

Ташкент был типичным средневековым восточным глиняным городом. Внушительная стена с двенадцатью воротами и сторожевыми башнями защищала горожан от вторжения извне. В наше время от многокилометрового фортификационного сооружения практически ничего не сохранилось, разве что современная декоративная имитация Самаркандских ворот. Внутри городских стен одноэтажные дома из сырцового кирпича под плоскими земляными крышами образовывали небольшие кварталы - махалля, окруженные узкими немощеными улочками. К началу ХХ века в старом городе 21 тысяча таких жилых домов образовывали почти 280 махалля. Махалля объединялись в крупные районы - даха , каждый из которых управлялся собственной выборной администрацией. В Ташкенте было 4 даха, названия их сохранились до наших дней: Шейхантаур - на востоке, Бешагач - на юге, Кукча - на западе, и Сибзар - на севере старого города. Даха сходились к центру, где у подножия главного городского холма (шахристан) располагался центральный рынок - средоточие тогдашней общественной жизни. "Шумная, пестрая, разноплеменная толпа, изобилие всяких экзотических фруктов, пятна непривычно ярких цветастых нарядов, еще более яркие тона всякого азиатского товара, выпирающего по рядам лавок-палаток, величавые белобородые всадники на конях, ослах и верблюдах, пробирающиеся в разных направлениях по многоголосным переходам и площадям, - и все это, как в расплавленном масле, плавает в сверкающем, не скупящемся южном солнце", - так описывает замечательный ташкентский базар в начале ХХ века очевидец. Главный рынок Ташкента существует на одном и том же месте уже более десяти веков. Издавна здесь объявлялись народу и распространялись всякие новости, выступали певцы-хафизы, проповедники-маддахи, клоуны-масхарабозы и острословы. В особых балаганах показывали свое искусство циркачи-дарвазы. Здесь же можно было встретить странствующих дервишей-каляндаров, одетых в своеобразные наряды, сшитые из разноцветных лоскутов. На голову каждый дервиш одевал характерную остроконечную шапку (кулах), а на поясе носил особую чашку для сбора подаяний, изготовленную из кокосового ореха. И конечно же, на базаре продавалась разнообразная продукция мастеров-ремесленников, чем с незапамятных времен славился на Востоке Ташкент. Прежде всего, это была выдающаяся по художественным достоинствам шашская керамика - кувшины, чаши, блюда, детские игрушки и специальным образом выделанная кожа - зеленый шагрень. Помещения базара мало отличались от махалля и состояли из все тех же глинобитных каркасных построек. Лишь кое-где в городе над однообразными желтыми стенами домов, не имевших окон со стороны улицы, возвышались монументальные общественные здания с куполами, возведенные из обожженного кирпича, - мечети, медресе и мавзолеи чтимых подвижников ислама. Лишь малая их часть сохранилась. И время постройки (ХII-ХIХ вв.), и художественная ценность переживших века памятников старинной архитектуры Ташкента весьма различны. Мы это можем видеть на примере почитаемого мавзолея (мазара) мусульманского святого Абу Бакра ибн Исмаила Каффаля, расположенного среди средневековых сооружений комплекса Хаст Имам. Путь к Хаст Имаму проходит через частично сохранившиеся типичные махалля старого города.

Мавзолей Абу Бакра Каффаля - купольная постройка причудливых очертаний на высоком основании с фасадом на север - воздвигнут в 948 году хиджры (1541 г.), о чем имеется соответствующая надпись на фасаде, который когда-то сплошь был украшен майоликой. Плохая сохранность здания (потери декоративных плиток, глубокие трещины в кирпичной кладке) вызвана, главным образом, воздействием подземных толчков. Cуществующий мавзолей Абу Бакра Каффаля - конечно, не первый над могилой святого, жизнь и деятельность которого относится к Х веку (он умер в 976 году). Когда предыдущие строения разрушались от древних землетрясений, горожане упорно возводили и возводили новые.

Вообще район Хаст Имама богат сохранившимися памятниками древней восточной архитектуры. Сейчас здесь размещается резиденция муфтия - главы мусульман Республики Узбекистан. Она расположена в старинном медресе Барак-хана, построенном в ХVI веке, на несколько десятилетий раньше, чем медресе Кукельдаш.

С Хаст Имамом связан длительный, сорокалетний период жизни выдающегося восточного поэта Зайн ад-дина Васифи (1485-1556). Считается, что он работал первым ректором (мударрисом) в медресе Барак-хана, а на одном из ныне не сохранившихся строений этого медресе (купол Кок Гумбаз) цветной майоликой были выложены стихи из написанной Васифи в 1515 году поэмы о Ташкенте, где есть такие строки:

О, что за царство! И лужайкам рая

Не выдержать сравненья с древним Шашем.

А тот, кто поселился здесь надолго,

Забудет навсегда о райских кущах.

Пожалуй, умереть в Ташкенте лучше,

Чем жизнь влачить в любом другом краю!

Традиции восточной культуры и науки сохраняются и на современном Хаст Имаме. Здесь действует Исламский институт имени имама ал-Бухари, есть богатая библиотека восточных рукописей Духовного управления мусульман. Главная книга этой библиотеки заслуживает особого упоминания. Это всемирно известный Коран халифа Османа - первоисточник священной книги ислама, написанный в середине VII века. Древний манускрипт, состоящий из 353 пергаментных листов очень большого размера с первоначальным текстом Корана, столетиями хранился в сокровищнице халифов (последовательно в городах Медине, Дамаске и Багдаде). Из Багдада во времена Амира Темура Коран Османа попал в Узбекистан, затем (уже в ХIХ веке) успел побывать в Санкт-Петербурге, в руках российских ученых, доказавших его подлинность, и вновь перекочевал через Уфу в Центральную Азию. История знаменитой книги как бы подтверждает известную латинскую пословицу "Habent sua fata libelli" (Книги имеют свою судьбу).

Конечно, имеют свою судьбу и города. Ташкент в прошлом хотя и не был столицей какого-нибудь крупного древнего государства, однако приобрел достаточную известность. Ведь через эти места проходила северная ветвь знаменитой торговой дороги древности - так называемого Великого Шелкового Пути, о котором столь красноречиво поведал Западу в свое время венецианец Марко Поло. Возникновение Великого Шелкового Пути теряется во тьме веков, но достоверно известно, что уже две тысячи лет тому назад шелковые ткани из Китая перевозились в Римскую империю по суше через Центральную Азию. Безусловно принимал участие в этой транзитной торговле и Ташкент - оживленный торговый город на пути с Востока на Запад.

Поэтому не удивительно, что народные легенды связывают Ташкент и знаменитого героя древней истории - Александра Македонского, который в Коране именуется Искандером Двурогим. Будто бы однажды Александр после сражения со скифами у переправы через Сырдарью в 328 году до нашей эры остановился у некоего священного источника в местности, называемой теперь {Шейхантаур}. Когда он зачерпнул Воду Жизни и стал пить прямо из своего украшенного золотыми рогами боевого шлема, то с кончиков рогов капали капельки драгоценной влаги, и там, где они падали на землю, стали расти особые деревья местной хвойной породы саур. Вокруг чудесной рощицы затем возник культ Искандера Двурогого, очень уважаемого на Востоке. Вообще говоря, сауры весьма долговечны, но с тех пор прошло так много времени, что эти деревья успели высохнуть и даже окаменеть. В таком виде аллея священных сауров Александра Македонского в Ташкенте просуществовала до 30-х годов ХХ века.

Если мы сегодня будем осматривать Шейхантаур, то знаменитых сухих стволов, внешне напоминающих скрюченные человеческие пальцы, торчащие из-под земли, не увидим. Но одно дерево Искандера все-таки сохранилось. Оно находится внутри мавзолея местного святого - шейха Ховенди ат-Тахура, занимая пространство от пола до самого купола. Скорее всего, в ХIV веке здание было возведено прямо вокруг одного из священных деревьев, у корней которого когда-то завещал похоронить себя шейх. Интересно, что в настоящее время никакого источника воды на Шейхантауре нет, но в других местах Ташкента бьют несколько фонтанов геотермальной минеральной воды, причем они имеют промышленное значение. Известно, что в зонах землетрясений естественные выходы подземных горячих вод с течением времени могут менять свое расположение, и поэтому легенда об источнике на Шейхантауре, возможно, имеет под собой вполне реальные основания. Вокруг почитаемых деревьев Искандера Двурогого возник в средневековье комплекс построек, большая часть которых в период тоталитаризма была, к сожалению, снесена. Теперь из шестнадцати памятников старинной архитектуры здесь сохранилось только три (мавзолеи Ховенди ат-Тахура, Калдыргач-бия и Юнус-хана моголистанского). Памятники бережно сохраняются, так как они связаны с выдающимися людьми прошлого. Так, Юнус-хан моголистанский из потомства Чингисхана - родной дед великого поэта и государственного деятеля Бабура (1483-1530), основателя государства Великих Моголов в Индии. Как пишет сам Бабур в свих мемуарах, он неоднократно посещал Ташкент и, конечно, совершал на Шейхантауре традиционный обряд поклонения предкам.

Если обратиться к более поздним временам, то эти места тоже освящены важными событиями в культуре и искусстве. Здесь в середине 20-х годов ХХ века в приспособленных помещениях одного из медресе (уже не существующего) открылась киностудия "Узбекфильм" и снимались первые узбекские кинофильмы - тогда еще немые. Так причудливо переплетается на Шейхантауре старое и новое, а сами памятники прошлого теперь со всех сторон окружены ординарной городской застройкой. Катастрофическое {землетрясение 1966} года дало толчок к полному изменению облика Ташкента.

То, что мы видим сегодня, особенно на территории нового города, можно назвать итогом полной перестройки и реконструкции столицы Узбекистана после землетрясения 1966 года. Вместе с разрушенными от подземных толчков строениями были снесены также многие целые, но сильно обветшавшие от времени одно- и двухэтажные дома в новом городе. Полностью изменили облик главные улицы нового города, например, {Пушкинская улица}. В период вхождения Средней Азии в состав Российской империи в Ташкенте были сооружены монументальные {храмы различных христианских конфессий}, большинство из которых к настоящему времени не сохранилось. В последнее десятилетие ХХ века, то есть в годы независимости Узбекистана, коренной реконструкции подвергся и старый город, так как естественный ресурс жизни жилых домов там подходил к концу. Сохранены только некоторые старые здания, представляющие историко-культурный интерес (число их невелико), да сетка первоначальных улиц. Впрочем, и транспортные артерии подверглись значительным изменениям. Ведь для восточных городов, строившихся в прошлом стихийно, в наш автомобильный век особенно остро стоят транспортные проблемы. Ташкент выгодно изменился в этом смысле только в последние годы. Новые двухъярусные путепроводы и удобные транспортные развязки значительно упростили поездки по городу, в чем мы легко можем убедиться, объехав часть нового города от мемориала "Мужество" через путепровод у Алайского рынка и Пушкинскую улицу к скверу Амира Темура. Живописный {сквер в новом городе} - главный архитектурно-планировочный центр этой части Ташкента. Украшенный вековыми деревьями-гигантами, цветниками и фонтанами, сквер дает яркое представление об особенностях растительности Узбекистана. В частности, здесь можно увидеть карагачи, серебристые тополя и наиболее известное дерево этих мест- чинар (туркестанский платан), который в благоприятных условиях может жить несколько тысяч лет. В центре сквера стоит бронзовый конный памятник Амиру Темуру (1336-1405) - знаменитому государственному деятелю Центральной Азии, полководцу и законодателю. Амир Темур (в Европе его называли Тамерлан), победив в борьбе за власть в среднеазиатском междуречье, почти сорок лет успешно управлял обширным государством, границы которого он раздвинул до Средиземного моря, Индии, Китайского Туркестана и России. Свою столицу - Самарканд - Амир Темур превратил в подлинный Рим Востока, украсив и его, и другие крупные города своей империи (в том числе Ташкент) выдающимися зданиями и сооружениями. Он любил повторять: "Если ты сомневаешься в нашей силе и могуществе, взгляни на построенное нами". Обо всем этом можно узнать подробно в Государственном музее темуридов, открытом рядом со сквером в 1995 году. Архитектура музея - типичный образец новых общественных зданий современного Ташкента.

А рядом с музеем следует обратить внимание на два длинных бурых трехэтажных корпуса, окаймляющих сквер с запада. Это первые в Ташкенте учебные заведения европейского типа: мужская и женская классические гимназии, принявшие первых учеников в 70-е годы ХIХ века. На базе гимназий потом, уже в ХХ веке, был создан Ташкентский университет. Здесь учился и в 1900 году окончил гимназию в числе лучших учеников известный политический деятель ХХ века - Александр Керенский (1881-1970), глава Временного правительства России в 1917 году.

Со зданиями гимназий связано и другое важное для истории событие. В этом месте состоялась первая в мире телевизионная передача. Слушатель Ташкентского университета Борис Грабовский изобрел и тогда же запатентовал особый прибор, названный телефотом, в котором впервые был применен принцип передачи изображения по радио, используемый в наших телевизорах. Действующую модель прибора-передатчика он установил на перекрестке у гимназий, а прибор-приемник (то есть телевизор) отнес метров на пятьсот по улице на запад. В присутствии многочисленных зрителей экспериментаторы летом 1928 года получили на экране движущееся изображение трамвая. Между зданиями старых гимназий уходит от сквера на запад {улица Саильгох}, своеобразный ташкентский Бродвей. Здесь всегда людно, под открытым небом работают уличные художники, продаются всевозможные сувениры, продукция народных промыслов, в расположенных вдоль улицы кафе можно отведать различные блюда узбекской национальной кухни. На юге от улицы Саильгох расположена великолепная {Театральная площадь} Ташкента, где стоит запоминающееся здание Большого академического театра оперы и балета имени Алишера Навои.

Повернув от Театральной площади на Узбекистанский проспект, мы мимо резиденции Президента Республики Узбекистан, расположенной вблизи от величественной площади Независимости, где традиционно проходят многолюдные торжества в дни государственных праздников, направляемся в сторону площади Дружбы Народов. На примере этого района Ташкента можно увидеть самые современные тенденции градостроительства столицы независимого Узбекистана. В центре площади перед Дворцом Дружбы Народов, который обычно используется как концертный зал, установлен очень знаменательный для Ташкента памятник. Он изображает реально существовавшую в городе большую семью простого кузнеца Шаахмеда Шамахмудова (1890-1970), который в годы Второй мировой войны усыновил 15 осиротевших маленьких детей разных национальностей и вырастил их настоящими людьми.

Если обогнуть Дворец Дружбы Народов и подняться на холм, увенчанный памятником великому поэту, основоположнику узбекской классической литературы Алишеру Навои (1441-1501), то перед нами открывается впечатляющая панорама современного Ташкента. В окружающей застройке привлекают особое внимание ажурное многоколонное здание Олий Мажлиса (то есть Верховного Совета) Республики Узбекистан под огромным голубым куполом, стеклянный небоскреб Межбанковского Центра, реконструированная и благоустроенная парковая зона на месте прежних глиняных махалля Бешагача.

Трудно поверить, что эти монументальные оригинальные по архитектуре, необходимые городу-столице нарядные произведения современных градостроителей выросли и вписались в живую ткань ташкентского городского пейзажа совсем недавно, в последние несколько лет. Тем не менее остается несомненным фактом, что годы независимости Республики Узбекистан были годами непрестанного, все расширяющегося строительства нового Ташкента. Вот он и встает теперь перед нами во всей красе - древний и вечно молодой двухмиллионный город в центре Азии, который в одной очень популярной современной песне метко назван "звездой Востока, столицей дружбы и тепла".

Ссылка № 3. http://www.nasledie.ru/oboz/N06_99/6_21.HTM

Вопрос о присоединении Средней Азии к России в настоящее время представляется актуальным. После развала СССР в 1991 г. историки Средней Азии увлеклись собственным толкованием исторических событий, целью которых стало доказательство ошибочности всего того наследия, которое годами создавалось российской и советской историо-графией. В частности, вопрос о присоединении Средней Азии к России называется не иначе, как завоевание, колонизация, регресс, насильственное привнесение русской культуры в другую страну.

Напротив, в русской и советской историографии в свое время подчеркивалось прогрессивное значение присоединения Средней Азии к России, говорилось о громадной роли «великого русского народа» в формировании революционного сознания народа Узбекистана, о «добровольном вхождении» народов Средней Азии в состав России и т.д.

Чем же являлось вхождение Средней Азии в состав России — шагом назад или движением вперед?

ПРИСОЕДИНЕНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ к РОССИИ

С.Брежнева,

кандидат исторических наук, доцент

Безусловно, продвижение Российской Империи в Среднюю Азию было явлением колониальным. Но в отличие от западных метрополий, большей частью не имевших отношений с колониями до их завоевания, между Средней Азией и Россией существовали исторически давние связи.

Во-первых, будучи сопредельными с Россией, среднеазиатские феодальные государства (Бухарское, Кокандское и Хивинское ханства) еще в допетровское время имели с ней довольно оживленные торговые связи. Как свидетельствуют исторические материалы, в XVI в. существовал обмен торгово-дипломатическими посольствами между Средней Азией и Московским государством.

Во-вторых, не прекращавшиеся междоусобные войны между среднеазиатскими ханствами и неустойчивость внутри самих ханств вынуждали феодальных правителей искать помощь со стороны, а самой близкой и сильной стороной была Россия.

Так, зная о благах покровительства России по отношению к казахским родам, правители Ташкента еще в 1734 г. отправили своих послов к рус

Категория: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ | Добавил: (31.05.2010)
Просмотров: 5939 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в Сообщество "Ташкент-Forever!" , Сообщество "Ташкент"
  • скрынник ведомости в с.Шестовое (6485)
  • dsgfhgaoj (568)
  • Реальный заработок (5)
  • vdfghjbnrxcf (2541)
  • Comments: 11
    Photo: 4
    News: 2
    Publisher: 25
    Games: 213
    FAQ: 1
    Guestbook: 12
    Tests: 6
    А мой дед ремонтировал и покрывал позолотой циферблат и стрелки. Дед был ювелиром в Ташкенте Тероганов

    Янышевых двое - Сид и Санджар, они братья. Сид - журналист, а Санджар - поэт.

    Замечательная статья,только жаль что без фото...

    Ochen udivil tot fakt chto ne vspomnili o klassike Sergee Borodine,avtore sredi drugih romanov "Zviozd nad Samarkandom" i "Dmitrii Donskom".
    Jivu i rabotau vo Frantsii gde tseniat ,uvajaut i shto ochen vajno pokupaut knigi etogo pisatelia .
    Nesomnenno ,doljni bili upomianut odnim iz pervih.
    S uvajeniem,Denis

    Кладбища — это наша история. Погребальные сооружения и плиты являются последними страницами в биографии людей. По ним можно прочесть основные вехи истории государства или судьбы отдельного народа.

    Кладбища являются одним из связующих звеньев в истории народов мира. Людям свойственно хранить память о своих предках даже по истечении многих десятилетий и более.

    [url=http://netcropol.ucoz.ru/]МИР МЕРТВЫХ
    Первое Интернет кладбище на планете ЗЕМЛЯ [/url]

    Спасибо Ксения за добрые слова о моей родине и о моих земляках! Было очень приятно читать Вашу статью. Желаю Вам успехов!

    В майе 2011 года Таджикистан начнет перыкрывать русло реки Вахш. Вахш основной приток реки пенджа и Омудари. Работы по постройке Рогунской ГЭС активно продолжается это я на радость всему узбакскому народу говорю. Ура. biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin

    Абдурахмони Чоми не был не коим персом это тоже само что назвать Пушкина славянином. Но узбакам свойствено называть таджик персами, и говорить что Самарканд и Бухара исконно земля Узбаков но это не так.

    Абдурахмони Чоми не был не коим таджиком это тоже само что назвать Пушкина славянином. Но узбакам свойствено называть таджик персами, и говорить что Самарканд и Бухара исконно земля Узбаков но это не так.

    Милейковский Борис Михайлович. 1935-2005. Заслуженный тренер Узбекистана. Заслуженный работник культуры Узбекистана. Чемпион города по тяжёлой атлетике 1958-1960. Поэт.журналист.Председатель Спорткомплекса"Трудовые Резервы" на протяжении 20 лет. Имел правительственные награды,граммоты.Входил в состав советников Президента по спорту РУз. Светлая память тем,кто составлял гордость и величие нашей страны

    [26.04.2010][1]
    Узбекистан. Краткие сведения (0)
    [30.04.2010][Общая информация]
    Столица (0)
    [16.05.2010][1]
    Известные личности (сайт"Мой Ташкент") (2)
    [31.05.2010][1]
    Список выдающихся учёных и профессоров, связанных с Ташкентом (0)
    [31.05.2010][1]
    выдающиеся писатели,поэты,литераторы,журналисты (4)
    C 25мая 2010г. было счетчик посещений посещений, а до этого
    Конструктор сайтов - uCoz